«Заботливые альфы». Так сами себя называют последователи теории альфа-родительства. Попробуем разобраться, что же это такое, и подойдет ли вам такой способ воспитания детей.

Термин «альфа-родительство» тесно связан с теорией привязанности. Мы уже говорили о том, что врач Джон Боулби заметил различные отклонения у детей, которые воспитывались не в семьях. Те, кто не имел близкого взрослого, который приходит на помощь и защищает, вырастали проблемными людьми. Гордон Ньюфелд, психолог из Канады, эту мысль развил еще дальше. В своей книге «Не упускайте своих детей» он рассматривает феномен замещения отношений с родителями отношениями с ровесниками. На русском языке на данную тему много пишет Ольга Писарик.

Альфа – первая буква в древнегреческом алфавите. Обозначает силу, власть. Так и альфа-родители являются для своих детей сильными, доминирующими, теми, кто все-все знает и всегда придет на помощь. Это не о том, как ухаживать за ребенком. Это об отношениях с ним. Из-за малого опыта дети порой не могут адекватно реагировать на различные ситуации. Задача альфа-родителя – объяснить, защитить, показать своим поведением главенство. Вы не заставляете ребенка делать то, что ему велят. Вы демонстрируете свою зрелость, готовность брать на себя ответственность, под вашим прикрытием ребенок может чувствовать себя спокойно и уверенно. И именно это дает ему силы для исследования мира. Благодаря этому он знает, что он под надежной защитой. А, значит, он расслаблен, спокоен, знает, что его поддержат и направят.

Альфа-родители еще называют себя садовниками. Они как бы взращивают то, что есть в саду. Не устраивают соревнований, не стремятся сделать свой сад самым лучшим. А ухаживают за ним так, чтобы раскрылась вся его красота и гармония. В такой системе воспитания возможны послабления, к желаниям ребенка прислушиваются, учат его быть отзывчивым и не изменять себе. Родители-скульпторы (по мнению сообщества), наоборот, обычно растят детей в жесткой дисциплине. Они заставляют их посещать различные развивающие занятия, не дают послаблений и считают, что стремление к победам и социализация – важнейшие вехи на пути к жизненному успеху. Мнением ребенка обычно никто не интересуется. Из таких детей, по мнению альфа-родителей, вырастают успешные внешне, но опустошенные и глубоко несчастные внутренне люди.

Альфа-родительство не признает постулата «родители – мои друзья». Потому что друг – это равный, а дружба предполагает максимальную искренность. В отношениях с детьми альфа-родители не могут позволить себе быть слабыми, жаловаться на что-то или на кого-то, раскрывать свою душу перед детьми. Ребенку от этого только сложнее, его психика травмируется, он не может нормально взрослеть, если родитель рядом сам еще не вырос. Благодаря такому подходу ребенок доверяет родителям больше, чем приятелям. В итоге между родителями и детьми устанавливаются отношения, основанные на взаимном уважении. А друзья второстепенны.

Приверженцы данной теории часто практикуют домашние роды, грудное вскармливание до самоотлучения, совместный сон, ношение ребенка в слинге. Они считают, что ребенок должен находиться с родителями максимально возможное время, а разлука крайне нежелательна. Поэтому также не жалуют детские сады, часто переходят на домашнее обучение. Эти постулаты близки и естественному родительству. Однако оно рассматривает близость с ребенком больше через физический контакт. А альфа-родительство делает упор на отношения, общение с ребенком, на интуитивные методы воспитания. То есть у вас как бы всегда есть ответ на сложные вопросы, которые возникают по мере взросления ребенка. Ну и те, кто не жестко придерживается теории, все же и в сад ходят, и в школу.

Альфа-родители пытаются не наказывать ребенка, который плохо себя ведет. Они стараются понять причины этого, а не подавить ребенка. То есть, не запугивают или ругают, а активно слушают, проговаривают, жалеют. Также они не приемлют метод тайм-аутов, когда провинившегося ребенка отправляют в свою комнату или в угол, чтобы остыть и осознать свое поведение. Для детей этот способ является страшным испытанием, когда связь между ними и родителями как бы разрывается.

На мой взгляд, теория альфа-родительства имеет пробелы, вызывает вопросы, на которые трудно ответить в рамках концепции. Меня очень волнует образ родителя в данном случае. Вот такой весь идеальный, все знает, за ним, как за каменной стеной и т. д. То есть, такой театр одного актера, а семья – это сцена, на которой нельзя позволить себе быть самим собой. Хотя бы иногда. Чего-то не знать, чего-то бояться, чего-то не уметь и так далее. Тяжело, знаете, с таким грузом ответственности жить. И ребенка постоянно убеждать в своей непобедимости. Мне также кажется, что у ребенка может возникнуть некий комплекс по поводу того, что взрослые умеют все, а он ничего. Ну и позже, когда выяснится, что на самом деле взрослые далеко не идеальны, а дети далеко не так беспомощны, то-то будет удивление.

Всегда ли ребенок нуждается в утешении? Вот если он в игре ударился коленкой, но не сильно. И расплакался, но не навзрыд. По заветам альфа-родительства нужно вот прямо жалеть-жалеть, обнимать, целовать, утешать. А если ребенку уже не больно, а интереснее бежать играть дальше? А его все держат и держат, думая, что так лучше? Правильно ли это?

Или вот нелюбовь к садам и школам. Если у женщины нет возможности уделять внимание детям постоянно, то это уже насилие над ребенком? Правда ли, что вы оставили ребенка с бабушкой, чтобы сходить к врачу, а у него психологическая травма образовалась мгновенно? Наше общество не позволяет так расслабляться. Кто-то должен и деньги зарабатывать. Ну и время для себя (даже при наличии детей) никто не отменял. Поэтому такое вот «растворение в ребенке», на мой взгляд, чревато остановками в карьерном росте, недовольством собой и прочими радостями человека, который всего себя посвящает казалось бы высокой цели. А на самом деле может запросто заработать себе депрессию и тики.

Также сомнения вызывает вот этот метод, когда ребенку почти ничего не запрещают и все с ним проговаривают. Решит ли проговаривание проблему? Может ли ребенок, никогда не знавший отказа, впоследствии контролировать себя? Неоднозначно. Хотя, возможно, это крайности, и не все альфа-родители так себя ведут.

Насколько я понимаю, альфа самостоятельно устанавливает границы дозволенного, сама решает, что ребенку можно, а что нет. Наверное, чтобы стать полноценным альфа-родителем, нужно и самому повзрослеть, научиться отвечать за свои поступки, не менять решения под нажимом, уметь объяснить, почему так, а не иначе. Тогда отношения с ребенком будут гармоничными. Родители будут в роли ведущих, а дети будут с удовольствием принимать заботу о себе и не считать ее навязанной.

Дорогу модникам!

Должны ли родители одевать своего ребенка модно? Сейчас этот вопрос даже как-то неудобно задавать. Многие современные дети ни минуты не сомневаются в этом. Они наступают родителям на пятки и хотят не меньше, а иногда и больше, чем взрослые. Поговорим о тенденциях в детской моде.

Детская мода – явление относительно новое. Кажется, раньше никто не обращал особого внимания на то, во что одеты дети. Конечно, семьи аристократов в эту категорию не входили. Но, честно говоря, все эти малыши-дофины или пажи выглядели как мини-копии взрослых людей. В XX веке детей частенько одевали по остаточному принципу, особенно в тяжелые времена. Перешитые пальто, штаны с начесом, спасающие от лютых холодов, платья из ситцевых отрезов – наверное, всем знакомые явления. Шик – модель из заграничного журнала, сшитая из какого-нибудь старого халата. Сейчас настали совсем другие времена. Малыши хотят все самое лучшее. И какое же оно?

На мой взгляд, основная тенденция современной моды – это достаточно четкое разделение на условно «детский» и «взрослый» стили.

Одежда в «детском» стиле яркая, часто цветная. Красный, желтый, голубой, оранжевый, розовый, зеленый, сиреневый и другие заметные цвета и их оттенки как будто специально созданы для детей. Они прямо заявляют: «Мы для детей!» И, действительно, многие взрослые не позволяют себе носить яркие, кричащие цвета. Часто в этом виновны дресс-код в офисе или любовь к классическому стилю в одежде. Зато в детстве можно позволить себе всю эту безумную гамму. Ведь дети такие фантазеры, они любят пошалить и повеселиться. И яркие цвета этому отлично соответствуют.

У вещей в «детском» стиле обычно не бывает усложненного кроя. Они привлекают минимальным количеством швов и простотой моделей. Чаще всего это футболки, юбки, собранные на резинку, платья с отрезной юбкой, ветровки, кэжуал брюки и так далее. Ткани используются мягкие, не стесняющие движений, простые в уходе. Особенно это важно для детей с чувствительной кожей и аллергиков.

В детских магазинах часто встречаются трикотажные майки или футболки в наборах по несколько штук. Обычно они одинаковые или выдержаны в одном стиле. Это еще одна особенность. Так называемая база, которую можно комбинировать с чем-то простым для повседневного образа или с чем-то поинтереснее для создания лука на выход. Чаще всего бывают белого цвета.

Платье шелковое

«Детский» стиль обожает принты. Практически на любой вещи можно обнаружить яркий рисунок на абсолютно разные тематики: растения, животные, орнамент, юмор, профессии, природа, любимые герои из мультиков или фильмов. Иногда дети выбирают одежду только из-за какого-то рисунка, который им понравился. Встречаются аппликации, вышивка, набивной рисунок. В тренде не только крупные рисунки, но и мелкие принты на ткани, из которой шьют одежду. И если раньше это мог быть какой-нибудь горошек или цветочки (что и сейчас не теряет актуальности), то теперь можно встретить абсолютно неожиданные решения. Например, обезьянок, мороженое или динозавров. То, что будет интересно рассматривать.

Если говорить о «взрослом» стиле, в силу вступают немного другие правила. Взрослые вещи как бы дают детям возможность чуть-чуть подрасти. Ведь все ребята этого хотят. Им дарят что-то вроде входного билета в мир серьезных решений, намекают, что их ценят и уважают не меньше, чем старших. В таких образах дети действительно выглядят более взрослыми, серьезными, стильными. Подобный стиль часто предполагает какое-то торжественное мероприятие, например, День рождения, утренник. Востребованы подобные вещи и на фотосессиях, в том числе, стилизованных.

Как же выглядят вещи во «взрослом» стиле? Цвета тут более сдержанные: черный, белый, серый, коричневый, синий, охра, беж. Встречаются и вещи других цветов, но они обычно также не столь кричащие. Можно увидеть нежные оттенки или небольшие цветные детали. Например, контрастная планка на рубашке или яркий шарф.

Часто такие образы бывают классическими. Особенной популярностью пользуются луки для школы. Брюки, рубашка и кардиган для мальчиков, юбка в складку или прямая, блузка и кардиган для девочек. Такую базу можно дополнить аксессуарами и подходящей обувью, и всегда выглядеть стильно. И никто не поспорит, что ребенок в такой одежде смотрится младше своих лет. К тому же подобная одежда вырабатывает чувство вкуса, умение сочетать цвета и даже в спокойной расцветке уметь находить очарование.

Сложный крой, многослойность, порой нарочитая небрежность – все это свойственно «взрослому» направлению моды. Популярны и принты, но, в отличие от «детского» стиля, они копируют рисунки из взрослых коллекций. Такая одежда требует более тщательного ухода, чем повседневный трикотаж, например, глажки. Это стоит учитывать при подборе гардероба и выделять место в шкафу для хранения.

«Взрослость» касается и остальных элементов стиля. Например, обувь копирует популярные модели для мужчин и женщин. В этом сезоне не теряют актуальности слипоны, эспадрильи, балетки, обувь в спортивном стиле, стильные резиновые сапоги, кожаные сандалии на плоском ходу. На такой обуви обычно нет детских украшений вроде цветков или рисунков различных героев. Хорошо подобранная обувь делает образ бескомпромиссным. Для тех, кто уделяет особое внимание законченности внешнего вида, есть и аксессуары: различные сумки, модные платки, шляпы, заколки, ремни, солнечные очки. Стоит добавить хотя бы один, и вот перед вами самый настоящий модник.

Удобно, что многие магазины предлагают целые детские коллекции, где можно подобрать вещи в одном стиле. Однако нужно учитывать, что не все, даже самые модные вещи могут подойти вашему малышу. У всех детей разные приоритеты, вкусы, и их нужно учитывать при подборе одежды.

Не всегда «взрослый» стиль уместен. Например, пальто совсем не подходит для активной прогулки во дворе. Классические ткани для верхней одежды нельзя стирать, подойдет только химчистка. И если уж ребенок вышел нарядным на улицу, то родителям придется пристально следить за тем, чтобы он не испачкался. Детская мода наряду со взрослой очень быстро меняется. То, что было модным в прошлом сезоне, в нынешнем может безнадежно устареть. Что делать с одеждой, которая уже неактуальна? Даже если ребенок из нее не вырос, он может не захотеть ее носить. Забавно, когда юные модники начинают вести себя в подобной одежде как взрослые. С одной стороны, интересно, с другой – маленькие взрослые выглядят странно. Когда, как не в детстве, шалить, баловаться и вести себя непринужденно? Может, модная одежда будет этому только мешать?

Хотя есть одно направление в детской моде, которое мне очень нравится. Оно становится все более популярным благодаря своей интересной концепции. Это – фэмили лук. Наборы одинаковой по стилю, цвету, фасону одежды, которую можно купить для всей семьи. Все всякой конкуренции наборы для мам и дочек. Это всевозможные платья, юбки, блузки. Встречаются наборы из симпатичных футболок, свитшотов, рубашек. Так можно одеться на фотосессию, праздник, на прогулку в парк. Это привлекает внимание. Родители и дети выглядят очень стильно, видно, что над образами думали, а не надели первое, что нашлось в шкафу. Мне кажется, что детям нравятся такие игры с одеждой. Это помогает семье сблизиться, найти тот стиль, который нравится всем.

Еще одна тенденция, которая актуальна как раз для детей, это различные трансформирующиеся или многофункциональные вещи. Куртки с отстегивающимися подкладками, теплые вставки в сапожки, двойные платья без изнанки и другая интересная одежда помогает не только выглядеть красиво, но и сэкономить на покупках. У моей дочери есть подобное двойное платье. С одной стороны полоски, с другой – цветные кружки. Меняет стороны по настроению и воспринимает одну вещь как две.

Как бы вы не одевали своего ребенка, в первую очередь интересуйтесь его мнением. Есть множество стилей и образов. Помогите малышу разобраться в том, что ему идет, расскажите о сочетании вещей, цветов, аксессуаров. Постепенно сформируется хороший вкус. А это обязательно пригодится во взрослой жизни.

О теории привязанности я впервые услышала, когда дочь уже ходила в детский сад. Поэтому применить метод на практике не успела. Хорошо это или плохо – не знаю. Но знакомиться с новыми теориями никогда не поздно. Тем более что течение набирает популярность. Что же это такое? И нужно ли оно вам и вашим детям?

Отцом-основателем этой теории является врач Джон Боулби. Он обратил внимание на то, что дети в детских домах чаще имеют различные проблемы психического, психологического, эмоционального и социального характера, чем их сверстники, растущие в семьях. То же самое наблюдалось практически у всех, кто надолго разлучался с родителями. Боулби утверждал, что между ребенком и взрослым, который за ним ухаживает, есть некая связь. И если она нарушается в раннем детстве, то это отражается на дальнейших поведенческих паттернах детей.

Речь идет о том, что у ребенка должен быть так называемый «значимый взрослый». Это тот человек, который ухаживает за младенцем, к которому ребенок обращается при дискомфорте, страхе, неуверенности, голоде, холоде и прочих хороших или плохих моментах своей жизни. Если такой взрослый существует и вовремя и правильно реагирует на сигналы ребенка, то между ними устанавливается привязанность. Именно она помогает в дальнейшем исследовать мир без страха, стремиться к знаниям, быть эмоционально уравновешенным и в целом нормальным. У детей без родителей или других близких таких взрослых нет. Не запускается процесс импринтинга – запоминания поведенческих норм, проявлений любви и прочих крепких связей, которые сопровождают человека всю его жизнь. Если ребенок с самого рождения чувствует, что его любят, заботятся о нем, что есть определенный узкий круг взрослых, заслуживающих доверия, механизм импринтинга сработает хорошо. Ребенок как бы запишет себе в подкорку, какое поведение является нормой, и будет этой норме следовать. Если же все не очень благополучно, то импринтинг сработает не так четко, и в дальнейшем у растущего человека могут быть проблемы. Особенно хорошо импринтинг заметен в возрасте 8-9 месяцев, когда ребенок учится ползать и может повсюду следовать за матерью (или другим близким человеком). И если вам хоть раз приходилось ходить в туалет с открытой дверью, потому что ребенок начинал плакать, как только дверь закрывалась, то вот это оно.

Боулби поддерживала Мэри Эйнсворт, которая провела известный эксперимент «Незнакомой ситуации». Детей и матерей наблюдали в комнате, полной игрушек. Оба находились там впервые. Ситуации варьировались: ребенок с матерью наедине, в присутствии незнакомца, наедине с незнакомцем, ребенок один. В разных случаях наблюдались различные реакции ребенка на данные ситуации. Некоторые, например, вообще не шли играть, кто-то шел, но время от времени подходил к матери, кто-то сразу же углублялся в игру и будто забывал о взрослых. Столь различное поведение детей связали с разными типами отношений в семьях и разными типами привязанности. У слишком робких или агрессивных детей привязанность была нестабильной, тревожной, короче говоря, ненормальной. Матери в таких семьях часто бывали эмоционально холодными или, наоборот, слишком опекающими. У них могли быть проблемы различного характера (депрессия, материальные и иные трудности), которые мешали выстроить нормальную привязанность. Они могли игнорировать потребности ребенка, не реагировать на плач или призыв или реагировать не так, как нужно. В дальнейшем все это может формировать различного рода особенности поведения. Например, у человека не формируются романтические привязанности, или он слишком эмоционально зависим от партнера.

Сторонники теории привязанности считают, что поведение ребенка не стоит рассматривать отдельно от поведения родителей. В корректировке при различных нарушениях привязанности нуждаются обе стороны. К сожалению, ситуации бывают разными. Например, развод родителей или долгое отсутствие ухаживающего. Но в целом многое можно направить в нужное русло.

Однако у теории привязанности есть некоторые особенности, которые, на мой взгляд, делают ее несовершенной. Именно из-за них многие родители не могут (а, возможно, и не хотят) полностью следовать этому течению. Начнем с того, что люди – не животные. И полностью сравнивать схемы поведения не совсем корректно. Социум вносит свои правки. Например, матери нужно выйти на работу достаточно рано. Кстати, во многих странах декретный отпуск очень короткий, всего несколько месяцев. Значит ли это, что жители этих стран поголовно имеют нарушения привязанности и не способны вести себя адекватно, заводить семьи и так далее? Конечно, нет.

Точно ли ребенок, выросший без значимого взрослого или переживший его утрату, будет антисоциальным элементом? Пожалуй, нет. Лично знаю женщину, которая пережила смерть обоих родителей и воспитывалась родственницей. Сейчас у нее крепкая семья и чудесные дети. Она правда стала отличной матерью, без сомнений.

Возможно ли реагировать на каждый призыв ребенка? Режим 24/7 еще ни одной современной матери на пользу не пошел. Реагировать, конечно, можно на каждый чих. Но в итоге мама будет морально и физически истощена, замкнутая система «я-ребенок» будет только выматывать. Конечно, никто не отменяет объятия, совместные занятия, прогулки и что там еще делают мамы с детьми. Но нужно ли всякий раз выпрыгивать из душа, если ребенок не сидит на руках у бабушки? По теории привязанности ребенок от значимого взрослого получает все, что ему нужно и быстро успокаивается. А если мама испробовала все, а желанной тишины нет? А если он хочет то, что мама ему дать просто не может? Например, она с кем-то поругалась и раздражена. Как давать ребенку тепло и заботу в таком состоянии? И правда, что именно из-за эпизодических перепадов настроения ребенок вырастет ненадежно привязанным?

Стоит также учитывать темперамент ребенка. Один непоседа, а другой – флегматик. Одному нужно, чтобы мать участвовала во всех его играх до изнеможения, другой любит одиночество. Значит, и в незнакомой ситуации один радостно побежит к игрушкам, а другой вцепится в мать. Замечу, что в одной семье могут быть совершенно разные по характеру и типу поведения дети. Ну вот такие они от рождения. Навряд ли их воспитывают по-разному. Значит, тип привязанности должен быть одинаков. Но отношения детей со своими родителями бывают очень и очень разными. Кто-то из детей может вовсе не общаться с семьей, в то время, как его братья или сестры поддерживают теплые отношения с родителями.

Что же делать, чтобы укрепить привязанность между родителями и детьми? На раннем этапе (до года) особенно важны прикосновения, звуки голоса, зрительный контакт. Нужно носить ребенка на руках, щекотать его, делать массаж, разговаривать с ним, играть. От года до трех важно подражание. Поощряйте любое копирование, имитационные игры (в шофера, продавца, парикмахера), разрешайте помогать развешивать белье, готовить, чинить. Но не стоит забывать и об эмоциональном контакте: обниматься, дурачиться вместе. Позже ребенок начинает лучше осознавать роль родителей в своей жизни, проявлять любовь к ним более осознанно. Тут пригодятся рассказы о своей работе, совместные активные прогулки, танцы под любимую музыку, какие-то свои ритуалы. Чем больше ребенок, тем больше у родителей возможностей показать ему свою любовь, подчеркнуть его важную роль в семье. Постепенно расширяйте его границы: давайте поручения, позволяйте делать что-то самостоятельно, принимайте его увлечения, рассказывайте о себе и слушайте о нем. Если все правильно, то однажды вам доверят самый сокровенный секрет. И это будет знаком того, что привязанность сформировалась правильно.

Мне кажется, что теория привязанности как минимум интересна. Однако прямо и постоянно следовать ей могут далеко не все и не всегда. Поэтому не корите себя, если вы вышли на работу раньше положенного времени или лишний раз не обняли ребенка, когда у вас болела голова. Просто извинитесь и выберите другие способы показать свою любовь и привязанность. Благо, их достаточно.

Автор: Евгения Подробняк

Непросто пережить: кризис трех лет

Когда родители сталкиваются с кризисом трех лет, им порой бывает трудно понять, что это именно он. Ребенок внезапно становится грубым, несговорчивым, белое называет черным и вообще ведет себя из рук вон плохо. Обычно это списывают на что угодно, только не на естественные процессы, через которые проходит любой здоровый малыш. Как же с этим справиться и не потерять человеческий облик?

Три года – достаточно условное понятие. У одних это происходит раньше, у других позже. У кого-то (вот счастливчики их родители!) не проявляется вовсе или дает о себе знать эпизодически. Примерно в этом возрасте у ребенка наступает новый этап развития. Он начинает воспринимать себя абсолютно по-другому и отделять себя от других. Стартует формирование личности. Знаменитое «я сам» родом из этого как раз периода. Малыш осознает, что многое, очень многое было бы неплохо делать самостоятельно. Вдобавок к этому он стремится не просто делать, но и решать, нужно ему это или нет. Конечно, возникает конфликт со взрослыми, потому что такая самостоятельность оборачивается неудачами, выбиванием из привычного графика и полнейшим непониманием сторонами друг друга.

Как же чаще всего проявляется кризис трех лет? Ребенок перестает слушаться (чаще всего кого-то одного). Он упрямо отказывается от всего, на что раньше соглашался с легкостью. Даже любимые сладости или мультики могут перестать радовать. И даже если чаду будет очень хотеться пирожное, он стоически будет это свое желание отрицать. Часто дети начинают делать прямо противоположное тому, что нужно. Разбрасывать игрушки вечером, убегать в магазине от мамы, а не идти рядом, хватать все с полок, хотя это запрещено родителями. Своими глазами видела, как сын одной знакомой выбросил в окно машинку, хотя мама этого, конечно, не разрешала. Потом безутешно рыдал, потому что сам не понимал, зачем он это сделал.

Часто наблюдается протестное поведение. Малыш может часами сидеть в своей комнате и ни с кем не разговаривать только потому, что ему велели есть суп. А он не хотел, он хотел котлеты. И попозже, а не сейчас. Возможно, даже завтра. Ему не нравятся правила, он пытается понять, какие из них нарушать можно, а какие все же непозволительно. Он проверяет родителей на прочность, чтобы осознать, как далеко он может зайти. Вдруг может начать драться, обзываться, крушить все вокруг себя. Исследовать, исследовать, лезть везде и всюду. Кто обычно приходит с прогулки самым грязным? Правильно, трехлетки. Потому что малыш еще в коляске и не лезет во все лужи подряд, а более взрослый ребенок уже научился (более или менее) не пачкаться. Может выбрать иную стратегию и брать, что называется, измором. Постоянно что-то просить, даже если знает, что этого нельзя.

Приведу конкретный пример. Такие проверки на выдержку устраивала мне моя дочь. Ей было тогда 2,5 года. Собираемся гулять, она не хочет одеваться. Испробовала все методы: играть, давать большой запас времени, одевать самой (хотя она умела уже), не идти гулять в конце концов. Ответ на все был один: гулять хочу, одеваться не буду. Несколько месяцев это продолжалось. Семья была в полном ауте. Ни один совет не помогал. А потом в одночасье она поняла, что выход на улицу неизбежно сопряжен с процессом одевания. Ну не уйти от этого никуда. И прошло. Потом просто считала до 20, например, или одевались на перегонки. Но проблема изжила себя к трем как раз годам.

Как же все это пережить? Помните, что на вас ребенок как бы отрабатывает все свои поведенческие приемы. И в зависимости от вашей реакции он будет из раза в раз повторять те, с помощью которых ему удалось добиться своего. Поэтому самостоятельно определите, в чем вы будете непреклонны, а где можете предоставить полную свободу действий. Расскажите о своих планах всем членам семьи. Желательно, чтобы они придерживались примерно той же стратегии. Особенно это касается мамы и папы. Если между ними нет согласия, то кризис может затянуться, так как ребенку будет сложнее понимать что к чему. Видела такой пример. Мальчик, 2 года, прекрасно знает, что мать не разрешает брать вещи из шкафа. А отец разрешает. В итоге, когда мальчик с матерью, он к шкафу даже не подходит. Когда же появляется отец, начинается настоящая истерика, в которой мама выглядит просто монстром, а папа добряком.

Также помогает предоставление выбора. Например, ребенок сам решает, какую книгу читать на ночь. Или в курсе, что на улицу разрешено брать только уличные игрушки. Но из них можно взять любую. Желательно не просто запрещать, а объяснять, почему именно нельзя то или другое. Можно попробовать переключать внимание, переводить все в шутку, чтобы не нагнетать. Нам, например, помогала фраза: «Ой, смотри, тебе что-то в рот залетело!» Ребенок отвлекся, начинает вспоминать, открывал ли он рот, летал ли кто-то поблизости и так далее.

Конечно, справляться с кризисом трех лет достаточно сложно. Хорошо, когда есть помощники, которым можно на время доверить ребенка. Порой даже пары часов бывает достаточно для того, чтобы отдохнуть от бесконечных споров и перевести дух. А если нет? Если спорить нет уже никаких сил, можно перестать это делать. Сначала ребенок очень воодушевляется, потом улавливает, что сопротивления нет, и чувствует подвох. А потом и вовсе перестает спорить, потому что пропадает интерес. Еще очень хорошо у меня срабатывал метод «наоборот». Я начинала повторять все за дочкой и через какое-то время она переставала упрямиться и сама меня останавливала: «Мам, ну ты как маленькая». Также помогает доведение ситуации до абсурда. Например, ребенок не хочет спать в кровати. А хочет в палатке. Не вопрос. Взять и разрешить! Больше чем уверена, что он даже не ляжет. А если и ляжет, то потом, в ночи все же переберется на свое место. Разрешили ведь, значит, нужно нарушать запреты! Можно советоваться с ребенком по абсолютно разным вопросам. Во-первых, это отвлекает его от постоянного противодействия вам, во-вторых, добавляет значимости. Он чувствует себя более взрослым, ведь у малышей никто ничего не спрашивает. Последовательно расширяйте границы и советуйтесь с ним по все более значимым вопросам. И иногда делайте именно так, как он вам посоветовал. И ребенок доволен, и скандала удастся избежать.

Важно помнить, что этот этап – временное явление. Он может оказаться нелегким испытанием для всей семьи. Но утешает тот факт, что кризис трех лет все расставляет по своим местам. И если ребенок в этом возрасте понял, что есть необратимые процессы, есть определенные правила, которые помогут ему ориентироваться в дальнейшей жизни, то дальше будет легче.

Автор: Евгения Подробняк

Это страшное слово «перевес»...

Советы отдых с детьмиЛето всегда приходит как-то внезапно. Еще вчера все кутались в шарфы, а сегодня уже пора доставать кеды. С летом приходит и пора отпусков. Как ни крути отдых – важная часть нашей жизни. Без него и все остальное не в радость.

Ситуация осложняется, когда вы едете в отпуск вместе с детьми. Конечно, у всех родителей разные подходы и представления о том, каким должен быть идеальный отдых. Поделюсь своими лайфхаками, которые облегчают мне сборы в дорогу, саму дорогу и, собственно, отпуск.

В идеале, ехать нужно в такие места, где будет комфортно всем членам семьи. Если родители любят походы, то и ребенку зачастую от них не отвертеться. Если взрослые предпочитают занимать время экскурсиями, то, будь добр, разделять их интересы. Ну и, конечно, классический отдых – это пляж. Если говорить о пляжном отдыхе, то в первую очередь я выбираю именно пляж. Чтобы были чистая и теплая вода, песок и нормальная инфраструктура. Не везде, где есть вода, понравится детям. Где-то, например, течения, сильные и холодные, где-то мелкие камешки, впивающиеся в ноги, где-то нельзя сходить в туалет с ребенком, оставив вещи на лежаке. Все это учитываем.

Конечно, смотрю, чтобы были развлечения для детей и взрослых. Они нужны, возможно, не каждый день, но все же нужны. Сложнее тем, у кого разновозрастные дети: одному подавай экстремальный аквапарк, а другому хватает и детской площадки. Все это нужно учитывать еще до покупки билетов. Плюсом не люблю длинные перелеты, поэтому смотрю, чтобы рейс был максимум 4 часа. Так как за это время я еще не успеваю выйти из себя.

Добираться до аэропорта тоже надо уметь. Например, дочь тошнит в машине. Поэтому ее нельзя перед выездом плотно кормить. И у меня всегда есть под рукой запасной комплект одежды, вплоть до носков. Есть и обратная сторона медали: если недокормить, то тошнота начинается на взлете. Поэтому в сумку обязательно кладу какое-нибудь сухое печенье, яблоко или банан, сушки. Этим всем и испачкаться трудно, и нет передозировки сладкого, после которого у детей просыпается какая-то бешеная энергия. Единственное послабление – это леденцы, которые сейчас не всегда дают на борту самолета, но которые очень хорошо справляются с неприятными ощущениями на взлете и посадке. К тому же, если стюардессы и раздают конфетки, то они часто бывают мятными – не всем по нраву.

Путешествие с детьми на самолете

Стараюсь брать с собой какую-нибудь новую игрушку или детский журнал. Последние, кстати, прямо спасение. Они разнообразнее, чем раскраски, не тяжелые, как некоторые детские книги, их хватает примерно на час. Правда, покупаю всегда заранее, потому что в аэропорту все стоит, как крылья самолетов как раз. Как бы смешно не звучало, но иногда при выборе билетов я предпочту ту авиакомпанию, которая выдает детям на борту своих самолетов специальные наборы. Кто-то дает всем детям одинаковые, некоторые ранжируют по возрасту. Однажды видела, как младенцу впереди нас дали погремушку. И я уже мысленно расстроилась за соседа, которому было 4 года. Но стюардесса дала ему коробочку, а там были совсем другие игрушки, какие-то пазлы, фигурки. Эти наборы тоже очень даже выручают.

В ожидании самолета стараюсь все время ходить. С сумками это проблематично, но если есть, кому оставить, то нужно ходить! Глазеть, кататься на эскалаторах, короче говоря, двигаться. Так я увеличиваю свои шансы на то, что ребенок уснет в полете и будет меньше возмущен тем фактом, что нужно все время сидеть.

Если говорить об одежде в дорогу, то самое главное для меня – минимизация количества багажа. Есть у меня одна подруга, которая берет в двухнедельную поездку 10 платьев (я не преувеличиваю!), а потом ходит все это время в майке и шортах. Потому что жарко, не хочется надевать каблуки и неудобно. А чемодан-то от этого только тяжелее. То же и с детскими вещами. Стоит взять удобную одежду, к которой ребенок привык. Новая обувь, например, чревата мозолями. То еще удовольствие искать пластыри и везде опаздывать, потому что «мама, я не могу так быстро». Или вот новые джинсы. В магазине примерили – все в порядке. По дороге они начали спадать. А о подтяжках как-то забыли. Стоит продумать, что с чем ребенок будет надевать. И чтобы это все сочеталось друг с другом. Если в поездке планируется какой-то праздник, не обойтись без нарядного комплекта. Если вы планируете покупать что-то на месте, помните, что это придется стирать и гладить или искать прачечную. В апартаментах этот вопрос решается просто: там обычно есть и стиральная машинка и утюг. В отеле может быть сложнее. Конечно, отдаю предпочтение натуральным тканям. Желательно, чтобы они не мялись, легко снимались и надевались, чтобы их можно было свернуть и положить в сумку. И, конечно, всегда смотрю прогноз погоды и не сдаю в багаж сменную одежду, например, дополнительный свитер или, наоборот, более легкую обувь.

Предварительно знакомлюсь с рекомендациями тех стран, которые посещаю. Например, в горах могут быть змеи, поэтому обязательна закрытая обувь и брюки. Если в путешествии будут большие перепады температур, понадобятся какие-то удобные вещи вроде сапожек с вынимающимися теплыми вставками или универсальная куртка. Даже летние переезды сопровождаются кондиционерами. Особенно холодно может быть в самолете, приходится брать в ручную кладь кофту с длинным рукавом. Также важно иметь какой-то детский рюкзак или сумку, чтобы ребенок мог носить свои воду, перекус, игрушки сам. Это и родителей разгружает, и значимости маленькому пассажиру придает. В последнее время я все чаще задумываюсь о том, что стоит купить чемодан для ребенка. Это тем более превратит его в настоящего путешественника.

Путешествовать на машине или в поезде тоже интересно. В поезде детям свободнее, так как можно ходить. Обязательно продумываю, чем мы будем заниматься. Чтобы минимизировать количество мультфильмов, беру небольшие книги, играем в слова или в угадывание животных. Последние игры не требуют особой подготовки и реквизита. В машине с этим сложнее. Обязательны достаточно частые остановки на «размяться». Желательно обойтись без планшета, так как при наклоне головы вниз некоторых детей начинает укачивать. Можно ездить ночью, когда ребенок спит. Но если на следующий день у родителей нет возможности отоспаться, такой вариант может стать настоящим испытанием.

Родители лучше всего знают, что необходимо именно их ребенку. Поэтому списки нужных вещей могут разниться. Главное – хороший настрой, который поможет всем отлично перенести дорогу.

Автор: Евгения Подробняк

Рудольф Штайнер

Главное – естественность или немного о Вальдорфской системе

В России набирает популярность Вальдорфская школа. Даже в провинции открывают детские сады и школы, которые работают по этой системе. Чем же она так привлекает родителей? И стоит ли отдавать своего ребенка в подобные учебные заведения?

Вальдорфская школа появилась около ста лет назад в Европе. Ее основоположником был Рудольф Штайнер, который основывал свое учение на понятии антропософии. Он считал, что в человеке соединяются Дух, Душа и Тело. Дух ответственен за мысли, Душа за эмоции, а Тело – за волю. По его мнению, нужно развивать все эти направления, делать это последовательно и комплексно.

Обезличенные куклы в Вальдорфском детском саду

Основным принципом Вальдорфских школ является принцип естественности развития. Здесь не учат читать, писать, считать в раннем возрасте. Считается, что это вредит развитию воображения и эмоций. При оборудовании помещений используются натуральные материалы, игрушки также изготавливают из дерева и ткани. Игрушки обезличены, у кукол, например, нет лиц, чтобы ребенок сам придумывал сюжеты и образы. Под запретом даже обычные игрушки: машинки, конструкторы. Много внимания уделяют цикличности: обращают внимание на смену времен года или занимаются одними и теми же вещами в определенное время суток.

Обучение строится на принципе комплексности. Каждый день обычно объявляется днем какого-то предмета или явления. Например, обсуждают солнце. Значит, дети в один день будут рисовать солнце, лепить его, петь песенку о солнышке и так далее. Такое объединение на блоки помогает комплексности мышления, дает возможность увидеть один и тот же предмет в разных сторон. Педагоги не настаивают на жестком подчинении общим правилам, их задача – заинтересовать ребенка, стимулировать его познавательную деятельность, дать пищу для размышлений, вовлечь в диалог. Последователи данной теории утверждают, что ученики более внимательны, тянутся к знаниям, не воспринимают задания, как обязаловку, не скучают на уроках и умеют извлекать из них что-то полезное для себя. То есть сад и школа воспринимаются ими как место, где на тебя не давят, а мягко и плавно дают то, что ты можешь взять на данном этапе своего развития.

Стоит отметить, что система внимательно относится к личностным особенностям детей. В коллективе создается творческая атмосфера, где каждому отводится своя важная роль. Никто не сравнивает ребенка с другими детьми, а только с самим собой. Например: «Сегодня ты спел лучше, чем вчера». Часто ставят спектакли, много поют хором, вместе наблюдают за природными явлениями. Все это создает у ребенка чувство защищенности, здорового восприятия критики, он вырастает независтливым, спокойным, внимательным к другим людям. Особое внимание уделяется воспитанию толерантности, терпимости к тем, кто на тебя не похож.

Валяние шерсти в Вальдорфском детском саду

Из необычного следует выделить отсутствие оценок в традиционном понимании. Сделано это для того, чтобы ребенок учился получать знания не ради оценки, а для собственного развития. В классах не используют компьютеры, телевизоры, которые заглушают естественное познание мира. Также не используются учебные таблицы, алфавит, плакаты. Воспитатель в течение дня может обращаться к рутинным делам, например, вышивать. Дети могут наблюдать или присоединиться к работе. Большое внимание уделяется повседневным делам, которые могут пригодиться во взрослой жизни. Например, детей учат готовить, ухаживать за растениями, убирать за собой посуду и игрушки. Тема приготовления пищи отдельная: дети помогают взрослым накрывать на стол, режут овощи и фрукты. Воспитатель ест вместе с детьми, чтобы показать им пример хороших манер. Много внимания уделяется экологическому воспитанию. При лепке дети не используют пластилин, только специальный воск или глину. Напрямую ничего не запрещают. Запрет возможен только в случае риска для жизни, здоровья или порчи имущества. То есть контроль осуществляется не постоянными «нет», а объяснениями и переключением внимания. Нестандартно проводятся утренники. Обычно они проходят с участием родителей, а воспитатели не придерживаются жесткого сценария.

Вальдорфский детский сад

Подобные детские сады и школы привлекают родителей тем, что в них нет уравниловки. От каждого ребенка ждут только того, на что он способен, не настаивают на механическом запоминании, не муштруют и не запугивают непоступлением в вуз или другими жизненными сложностями. Наоборот, акцентируют внимание на том, что у ребенка получается лучше всего, стараются социализировать его, привить гуманистические качества. Тут развивают эстетические представления о мире, многое передают через подражание взрослым. К тому же часто группы бывают разновозрастными. В таких условиях ребенку всегда есть, чему научиться и чему научить. Моя дочь, кстати, посещала детский сад, где на время свободной деятельности всех объединяли в одном помещении. Это было здорово, так как старшие помогали детям из средней группы, а средние возились с малышами. Но никакого принуждения не было, давалась свобода действий.

При всей своей стройности, Вальдорфское учение имеет и ряд недостатков. Здесь есть множество отсылок к духовности человека, что тесно переплетается с различными религиозными учениями, течениями. Не каждому родителю могут понравиться пространные рассказы о Духе и Душе, а детей эти абстрактные понятия порой и вовсе пугают. Если ребенок после такого сада идет в обычную школу, ему будет нелегко адаптироваться. Многие дети к 7 годам уже умеют читать, считать, а некоторые пишут печатными буквами. Если детей этому не обучали, им может быть нелегко. Большое внимание к гуманитарным предметам вытесняет точные науки. Если ребенок хорошо поет, танцует, рисует или лепит, то проблем нет. А если у него склонность к точным наукам? Понравится ли ему в такой школе? Меня также несколько смущает оформление комнат и игрушки. Натуральные материалы хороши, но незнание общих тенденций, героев мультфильмов или каких-то популярных игр может стать причиной социальной изоляции ребенка или его травли в других коллективах. Оторванность от реального мира может и вовсе сделать ребенка несчастным. Представьте, вам долго говорили, что вы отлично поете, танцуете, лепите и вообще вы очень большая умница и гармонично развиты. А потом в обычной школе вдруг все оказывается совсем не так. Выявляются пробелы в знаниях или неумение находить общий язык с более агрессивными сверстниками. Как с этим жить? Также подобная система может не подойти слишком темпераментным детям, которые не могут сами себя ограничивать. Отсутствие замечаний может только усилить подобные проявления. Ну и последний аргумент «против» - это очень ограниченный список литературы, с которой знакомят детей в подобных садиках. В основном это сказки. А кроме них ведь есть и множество других великолепных произведений.

Те, чьи дети посещают подобные сады, обычно выбирают их осознанно. Дети в основном охотно идут в сад. В Вальдорфской системе важна роль воспитателя. И, как правило, они находят общий язык с детьми. Мамы говорят, что их привлекает увлеченность воспитателей, что они для каждого ребенка находят время и относятся к нему с душевной теплотой. Нравятся такие сады и родителям нескольких детей, так как их можно отдавать в садик вместе из-за разновозрастных групп. В таких местах многие находят единомышленников, людей «на своей волне», с которыми можно общаться на близкие темы. Отрицательно о подобных местах отзываются родители, которые хотят подготовить ребенка к школе и те, кому не близки религиозные течения.

На мой взгляд, Вальдорфская школа по-своему хороша. Мне импонируют разновозрастные группы, отсутствие сравнений и определенный уровень свободы. Скорее всего, она не подойдет детям с аналитическим складом ума. Есть и родители, которые достаточно критично относятся к подобного рода садикам и центрам. На их взгляд от реального мира не убежать и к нему нужно как-то приспосабливаться, а Вальдорфское учение будто нарочно отстоит от того, что происходит здесь и сейчас. Как всегда, хороша золотая середина без перекосов в ту или другую сторону. Наверное, можно использовать какие-то отдельные приемы, если полностью к Вальдорфу вы не готовы. Или же, наоборот, растить ребенка в данном ключе, порой позволяя исключения из правил.

Автор: Евгения Подробняк

Кубики Зайцева: чтение по складам

Обучение чтению по кубикам Зайцева достаточно популярно в России. Эти кубики можно встретить в детских садах, на развивающих занятиях, в магазинах с учебными пособиями. В чем суть системы и действительно ли она помогает ребенку начать читать раньше?

Кубики Зайцева

Автор методики Николай Зайцев предлагал обучать детей чтению не по буквам или слогам, а по складам. За склад принимается сочетание согласного и гласного звуков (ка-ша), гласный звук (у-ха), согласный звук с твердым или мягким знаком (ти-шь), а также согласный звук (ма-к). Кубики Зайцева представляют собой набор кубиков нескольких цветов. Каждому цвету соответствует свой размер и наполнитель. То есть, кубики можно разделить на несколько групп по типу складов. Также в набор включают кубики со знаками препинания. Каждый кубик имеет свое звучание. В кубики со звонкими согласными вставляют колокольчик, а с глухими – деревяшку. Таким образом, в процессе обучения задействуются многие органы чувств.

Методика основана на простоте восприятия складов. Практически все сказки для малышей состоят из простых коротких и понятных слов. С помощью наглядного материала воспитатель или родитель может заинтересовать ребенка, увлечь его. Сначала с кубиками можно просто играть: греметь ими, крутить, складывать друг на друга. Позже можно начать пропевать, проговаривать все склады, которые есть на отдельном кубике. Далее ребенок в процессе обучения видит, что слово можно собрать из складов. Можно и наоборот: разделить уже собранное слово на разные склады. Кубики обычно сделаны из плотного картона, но есть и пластиковые. Продаются они как в уже готовом виде, так и в виде заготовок, которые нужно самостоятельно склеить и вложить в каждый кубик нужный наполнитель. Также при обучении по методике Зайцева используются наглядные таблицы для закрепления пройденного материала.

Как же можно использовать кубики Зайцева? Начинать предлагают с самого рождения, показывая малышу кубик и называя тот склад, который он видит. Одновременно можно встряхивать кубик, чтобы ребенок ассоциировал звук и склад друг с другом. Далее можно пропевать склады на кубиках и одновременно с этим крутить кубик, демонстрируя попеременно нужные склады. Можно складывать названия предметов из кубиков и располагать их в поле зрения ребенка. Можно по-разному комбинировать кубики и пропевать то, что получилось. Например, выложить все кубики с буквой «а» или все чередовать кубики с буквами «п» и «б». Можно складывать слова по темам или на одну и ту же букву. Можно выстраивать башни с определенными складами с одной стороны. Можно выкладывать целые предложения, имена героев сказок и т. д. Вариантов масса.

Постепенное усложнение заданий в итоге приводит к тому, что ребенок сначала повторяет склады, потом простые слова, а потом начинает прочитывать их. Возможно, изначально он просто будет повторять их за взрослым. Но настает момент и самостоятельности, когда без подсказки, узнав в составе слова склады, ребенок сможет это слово произнести. Автор утверждает, что чем старше ребенок, тем меньше времени ему потребуется на освоение кубиков. Также данная методика иногда применяется при обучении взрослых русскому языку как иностранному.

К плюсам кубиков Зайцева я бы отнесла:

- покупать нужно один раз. При бережном обращении кубики могут прослужить довольно долго. Можно и вовсе не покупать, а изготовить из подручных материалов, следуя инструкциям;

- отсутствие строгости при обучении. Если преподаватель видит, что дети что-то не усвоили, можно притормозить и не вводить ничего нового;

- не портится зрение, так как склады написаны на кубиках четко и крупно;

- есть множество способов использования кубиков. Можно выбрать тот, который больше всего нравится ребенку;

- можно использовать индивидуально или в группе;

- также есть кубики с цифрами для обучения счету.

Но есть и некоторые сомнительные места. Например, склад не соответствует слогу в слове. Пойдя в школу, ребенок может столкнуться со сложностями. Ведь ему придется в буквальном смысле переучиваться. Простые слова будут по силам, а вот прочитать сложное многосоставное слово гораздо труднее. Также могут возникнуть трудности при разнообразных разборах слов (фонетическом, морфемном). Хотя, справедливости ради отмечу, что у меня лично всегда с подобными упражнениями в школе были проблемы, хотя никаких кубиков Зайцева в моем детстве я не помню. Методика требует хорошей подготовки, чтения методичек, а на это нужно время. Кубики не возьмешь с собой в дорогу в отличие от обычного букваря. Нужно следить, чтобы кубики не намокали, не мялись, не пачкались, так как картон – недолговечный материал.

Родители по-разному отзываются о кубиках Зайцева. У некоторых дети никак не хотят заниматься с ними именно чтением. Делают что угодно, но не смотрят на склады. Другие, наоборот, увлекаются, с удовольствием составляют слова, прокручивают кубики и подпевают. Мой личный опыт знакомства с кубиками Зайцева скорее положительный. В развивающем центре, который дочь посещала с 1,5 лет, их как раз применяли. На каждом занятии выставляли слова из кубиков на узкой полочке. К слову прилагалась карточка с изображением этого предмета. Также добавляли одно слово, которое к общему ряду не подходило. Например, тема «Одежда». Выставлены слова «шапка», «сапоги», «кофта», «шуба», «сарафан» и «корова». Каждое слово проговаривалось, потом исключалось лишнее. Затем каждый ребенок вместе с мамой брал слово и карточку и садился на ковер. Каждый кубик нужно было прокрутить перед ребенком, пропеть все склады и снова собрать слово. Затем можно было поменяться с другой парой словами. После дети подходили к преподавателю, показывали на пальцах количество слов, которое успели собрать и складывали кубики один на другой в башню. Потом эту башню дружно разрушали, кубики складывали в корзину, объединяя одинаковые в одну группу. В конце детям показывали таблицу с алфавитом и пропевали ее хором. Детям это все нравилось, все с удовольствием занимались упражнениями. Читать дочь начала в 4 года. Возникнут ли проблемы с делением слов на слоги в школе, пока не знаю.

Кубики Зайцева достаточно популярны в России и странах ближнего зарубежья. Обучение происходит в непринужденной игровой форме. Можно комбинировать кубики с другими методиками развития, чтобы добиться хороших результатов.

Автор: Евгения Подробняк

Метод Домана: растить гения?

Одной из достаточно известных методик раннего развития является методика Глена Домана. Уже более полувека этот способ развития детей активно используется во всем мире и в России в том числе. Одни мамы очень увлечены этими занятиями, другие не разделяют восторгов. Что же это такое и нужно ли оно именно вашему ребенку?

Глен Доман

Методику разработал американский врач-физиотерапевт Глен Доман в 40-е гг. ХХ века. Он работал с детьми, у которых были различные поражения головного мозга и нервной системы. Врач пришел к выводу, что активные физические упражнения, а также стимуляция одного из органов чувств (а именно зрения) могут привести к скачку в развитии и улучшению работы всех отделов человеческого тела. Позже Доман порекомендовал опробовать некоторые приемы на здоровых детях для стимуляции из физических и умственных способностей.

Метод Домана включает в себя несколько аспектов. Первый – это физическое развитие. Автор предлагает множество активностей для детей практически от рождения. Это и ползание по специальному треку, который устанавливается под наклоном. Ползать ребенок должен максимально раздетым. И стимулирование рефлексов различными упражнениями. И развитие координации и вестибулярного аппарата путем специальных верчений ребенка в воздухе.

Карточки по методу Домана

Кроме физических упражнений Доман предлагал развивать зрительную память с помощью специальных карточек. Обычно это кусок белого картона квадратной формы, на котором крупно изображен какой-либо предмет. Рисунок должен быть максимально реалистичным и четким. Внизу печатными красными буквами пишется название предмета. Обучение заключается в демонстрации карточек ребенку с определенной частотой (1 карточка в секунду) и озвучивании названия предмета. Поначалу упражнения недолгие. Потом начинают удлиняться. В день необходимо делать по несколько подходов. Постепенно одни карточки убирают, другие добавляют. Доман утверждал, что у детей расширяется словарный запас, они лучше запоминают, начинают раньше говорить, читать и т. д.

Примерно по такому же принципу работает обучение счету. Только вместо изображений предметов на карточках нарисованы точки. Мама называет число точек, а ребенок якобы запоминает эту информацию и впоследствии быстрее своих сверстников выполняет математические действия. Сейчас в магазинах можно приобрести специальные наборы карточек Домана. А можно изготовить их самостоятельно, поискав инструкции в интернете. Кроме того, таким образом можно попробовать изучать иностранный язык. Или просто показывать тематические карточки ребенку, чтобы расширить словарный запас.

В различных сообществах, на форумах, посвященных детям и родительству, методику Домана активно обсуждают. Одни говорят, что все делали по правилам, и теперь ребенок сильно опережает сверстников в умственном развитии, рано начал читать, считать и хорошо развит физически. Другие думают, что такие занятия отнимают слишком много времени и денег (наборы стоят недешево и их нужно много). Третьи считают, что развитие ребенка может только пострадать от чрезмерного стремления родителей сделать из своего ребенка гения. Кто же прав?

Трек для ползания новорожденных по Доману

Здоровые дети хорошо и быстро впитывают информацию. Поэтому, скорее всего, через какое-то время они смогут поразить гостей энциклопедическими знаниями или запомнить множество иностранных слов. Дальше начинаются сомнения. Если у грудничка еще не сформированы базовые функции (такие, как ползание, сидение, ходьба), сможет ли он превзойти самого себя и внезапно развить интеллект? Заговорить? Безопасно ли принуждение к ползанию грудных младенцев, если они еще даже голову не держат? Да еще и по нескольку часов в день? Если методика работала на детях с ограниченными возможностями (например, могли только смотреть и слушать), будет ли она также эффективна для здоровых детей? Многие родители пишут о том, что здоровые дети норовят карточки эти раскидать, облизать, помять, но не хотят смотреть на них, сосредотачиваться. Они иными способами познают этот мир. А тут всю информацию предоставляют в одной форме. И благо, если ребенок визуал. А если нет? Как пощупать то, что нарисовано на картинке? А какое оно на вкус? Опасное ли? И если на кухне есть стакан, то не будет ли нагляднее дать его в руки ребенку и сказать: «Это - стакан»?

Сомнение в действенности метода лично у меня также вызывает тот факт, что дети становятся маленькими ходячими энциклопедиями. Они способны назвать множество предметов, но могут не установить, в чем их сходство или различие. То есть информации много, но пользоваться ей ребенок не умеет. Или чтение. Да, после обучения по карточкам ребенок может угадать слово в тексте. Но что с ним делать дальше, он не знает. И если слово то же, но с другим окончанием, то это уже вызывает сложности. А как же социальные навыки? Методика не обучает общению, взаимодействию, не проговариваются поведенческие модели, не проигрываются различные роли. Нет здесь активной стороны исследования мира. Старательных родителей также может опечалить и тот факт, что им придется гоняться за подросшим ребенком с карточками наперевес. А ему будет хотеться не карточек, а стучать по кастрюле или плескаться в воде. Все обучение насмарку. Методика требует большой вовлеченности всех членов семьи. Если сначала занятия длятся несколько секунд, то дальше время только нарастает. Каждый ли родитель готов взвалить на себя такой груз? Сможет ли семья выделить дома место под эти карточки, которые с течением времени могут помяться, потеряться, испачкаться? Можно ли однозначно сказать, что именно методика Домана помогла ребенку научиться читать или считать? Или этому способствовали какие-то другие факторы (генетическая предрасположенность, занятия с книгами или кубиками и т. д.)? Всегда ли такие дети – отличники в школе? Помнят ли они все то, что им показывали в раннем детстве и применяют ли знания на практике?

Некоторые мамы охотно делятся своим опытом применения методики Домана. Одна приятельница с самого рождения ребенка демонстрировала ему карточки и занималась физическими упражнениями. Иногда интерес к карточкам пропадал, тогда их убирали и доставали через какое-то время. То есть действовали ненавязчиво, не заставляли. Ребенок подрос, хорошо развит физически, имеет большой словарный запас. Другая самостоятельно изготовила карточки, а потом, когда ребенок заинтересовался компьютером, нашла их интерактивный вариант. Смотрел, повторял, мог включать самостоятельно. Также развитый ребенок. У третьей они не пошли: малыш был очень активным и никак не хотел смотреть на карточки, а просто с ними играл. В принципе, тоже вариант.

На мой взгляд, методика Домана неоднозначна. Можно попробовать учить иностранный язык с помощью карточек. Ведь изучение языка тесно связано с запоминанием слов и расширение словарного запаса. Может быть, стоит комбинировать ее с другими методиками, чтобы развитие было гармоничным и разнонаправленным. Главное, чтобы и вам, и вашему ребенку это приносило удовольствие.

Автор: Евгения Подробняк

23 февраля 2016

Для корректного снятия мерок лучше одеть белье, на которое вы будете в дальнейшем носить изделие.

Нужно встать ровно, ноги выпрямить в коленях.

Обхват груди.

Измеряется по самым выдающимся точкам окружности груди. Сантиметр не должен свисать, но и сильно натягивать не стоит.

Обхват талии.

Замеряется по самому узкому месту талии.

Обхват бедер.

Измеряется по самой выпирающей части ягодиц. Если есть сомнения, можно замерять в нескольких местах и отметить наибольшее значение - это и будет обхват бедер.

Длина рукава.

Замеряется от плеча до того места, где вы хотите видеть окончание рукава. Рукав полной длины классически меряется до ближайшей косточки большого пальца. Однако это не всегда и всем (особенно касается мам) бывает удобно. Также можно взять готовое изделие, длина рукава которого вам нравится, и замерить по нему.

Длина спинки до талии.

Для данного измерения идеально повязать на талии веревочку. Меряется по спине от линии плеч до линии талии.

Длина изделия.

Меряется от верхней до нижней стороны изделия по спинке (без учета высоты воротника).


Ширина плеч.

Меряется от крайней точки одного плеча до крайней точки другого плеча.

11 февраля 2016

Семья - развитие ребенка

Термин «Зона ближайшего развития ребенка» введен в науку советским психологом Л. С. Выготским ещё в 30-х годах прошлого столетия. Термин впервые используется в книге, написанной автором в 1931 году «История развития высших психических функций».

Сегодня этим понятием обозначают разницу между уровнями актуального и потенциального развития ребенка. Проще говоря, это те действия, которые ребенок еще не способен выполнить самостоятельно, но уже может делать с помощью наставника или сотрудничая со сверстниками. Выготский особо подчеркивал тесную и сложную взаимосвязь обучения и развития, отмечая, что обучение должно идти впереди развития, подстегивая и направляя его. Таким образом, сегодня осваивая какие-то умения вместе со взрослым, завтра ребенок уже будет делать их самостоятельно. Если же попытаться выразить всю суть понятия в одном кратком афоризме, то здесь, на наш взгляд, лучше всего подойдет это: никогда не делай за ребенка того, что он может сделать сам.

Обычно зону ближайшего развития в структуре умений и навыков представляют в виде некоего внешнего контура, за который ребенку еще предстоит выйти. Внутренним контуром в этом примере будет зона актуального развития. Сюда входят те умения и навыки, которыми ребенок уже овладел. Цель обучения: непрерывное и планомерное расширение внутреннего контура по направлению к внешнему. Важно и то, что развивая ребенка, мы не только увеличиваем объем и качество его умений, но и закладываем прочный фундамент для будущего, а именно:

  • Малыш не только обучается чему-то конкретному, но и учится учиться, что намного важнее. В дальнейшем он сможет обучать себя самостоятельно.
  • Занимаясь чем-то вместе со взрослым, ребенок формирует отношение к этому занятию, которое очень часто остается с ним до конца жизни. Например, уборку в комнате или мытье полов можно превратить и в наказание, и в увлекательную игру. Именно так и формируется положительная привычка к труду, уважительное отношение к природе и другим людям.
  • Бесценный опыт эмоций, которые лягут в основу взаимоотношений между родителями и детьми. Это не менее важно, чем приобретение желаемых навыков, поэтому не стоит гнаться за результатом любой ценой, утешая себя тем, что «пускай придется немного покричать, зато ребенок научится». Помните: нужно уважать тот посильный вклад, который ребенок вносит в ваше общее дело. Со временем, он обязательно будет делать это лучше.

Отдельно стоит отметить тот факт, что сейчас многие родители очень увлекаются теорией раннего развития детей, забывая о том, что всему в жизни свое время. Определяет это время такое понятие, как «сензитивный период». Этим термином педагоги и психологи называют периоды в развитии ребенка, когда он наиболее чувствителен к обучению каким-то навыкам. Применимо к используемой терминологии, понятие «сензитивный период» вполне совпадает с термином «оптимальные сроки для обучения». Например, научить двухлетнего ребенка завязывать шнурки – задача не для слабонервных. Зато с пятилетним ребенком это можно сделать за пару дней. Таким образом, использовать зону ближайшего развития нужно чётко понимая, когда, как, а, главное, чему нужно обучать ребенка. Разумеется, не стоит полностью отказываться от методов раннего развития, наоборот, при правильном применении они могут принести огромную пользу. Главное, не переоценивать способности вашего малыша, и давать ему посильные задания. И, конечно, не расстраиваться, если ребенок в чем-то не оправдывает ваших ожиданий. Помните: все дети развиваются с разной скоростью, и если ваш малыш к трем годам все еще не выучил японский и не умеет играть на скрипке, то все вовсе не так плохо.

Теперь разберем на конкретных примерах, как использовать зону ближайшего развития в повседневном воспитании. Здесь следует отметить, что зона ближайшего развития, это не готовый набор неких методик или упражнений для развития ребенка. Скорее это общее направление ваших действий на ближайшие годы, которые, увы, пролетят гораздо быстрее, чем вам этого хочется. Еще вчера совсем несмышленые крохи, сегодня уже вдруг оказываются школьниками. Однако пока ребенок под вашей опекой, вы можете вполне успешно использовать зону ближайшего развития. Сын-подросток вдруг решил научиться готовить? Отлично! Запаситесь терпением и вперед! Только не надо вырывать из его рук нож с криком «Я лучше сама почищу картошку!». Это самый верный способ убить всякий интерес к делу. То же касается и любых других начинаний.

Если же брать младший школьный возраст, то здесь работает тот же принцип. Вдохновляйте детей личным примером. Делаете по утрам зарядку? Занимаетесь йогой? Замечательно! Но вот только не нужно устраивать из дому казарму, в принудительном порядке заставляя детей повторять все ваши упражнения. Со временем дети сами захотят поиграть в эту увлекательную игру. Нужно только представить все в нужном свете. Давно замечено, что советы и указания, полученные от родителей, большинством детей воспринимаются плохо. Другое дело – личный пример и совместная деятельность. Действительно, смешно пытаться привить детям любовь к спорту, когда последний раз вы приседали, бегали или качали пресс на уроке физкультуры в школе. Так же и с чтением. Чтобы ребенок стал читать, нужно делать это вместе с ним. Читайте по очереди, постепенно увеличивая ту часть, которую должен прочитать малыш. Только выбирайте для этого моменты поувлекательнее, и через полгода юный читатель просто привыкнет к этому занятию. Ценность же такой привычки трудно переоценить.

С совсем маленькими все проще и сложнее одновременно. Например, ходьба по лестнице. Тут все зависит от характера. Кто-то будет упорно карабкаться аж до пятого этажа, а кто-то сразу начнется проситься на ручки. Здесь важно трезво оценивать силы вашего ребенка. Ну а кому их знать лучше, как не родителям? Помните: уверенность или наоборот неуверенность в себе развивается в связи с успешностью выполняемых ребенком задач. Попробовал несколько раз и не получилось? Плохо. Теряется интерес к занятию. Попробовал, и получилось слишком легко? Тоже плохо. То, что дается легко никто не ценит. Нужно нащупать тот самый баланс, которого так не хватает в нашей жизни, и ставить перед ребенком посильные задачи. Только тогда развитие будет успешным, ведь будущее вашего ребенка вы делаете своими руками.

Чаще всего потенциал зоны ближайшего развития не используется в полной мере по двум причинам:

  • Родителям легче сделать что-то за ребенка самим, чем помогать научиться новому навыку. Например, ребенок хочет кушать ложкой самостоятельно, но пока роняет еду на себя, стол, пол и маму. Конечно, в этом случае проще накормить самому, чем потом долго заниматься уборкой. Но при желании облегчить себе жизнь сейчас нужно подумать о том, что потом будет легче (как здорово будет поесть самой, пока ребенок самостоятельно орудует ложкой), а также что ребенок будет развиваться в соответствии с его потребностями и не потеряет мотивацию к обучению.
  • Из соображений безопасности. Например, ребенок хочет научиться резать ножом в двухлетнем возрасте. Легче всего сказать - тебе слишком рано это делать. А можно купить безопасный детский нож (для нарезки банана/яблока) и нарезать вместе с ребенком, тщательно контролируя процесс. Или хотя бы купить детский набор для нарезки игрушечных продуктов на липучках или магнитах. Или малыш хочет помыть посуду. Понятно, что может ее разбить. Но можно же дать мыть ложки, половники, пластиковые тарелки, стальные кастрюли. При этом будет много воды на раковине и полу, зато больше шансов, что ребенок будет с удовольствием мыть посуду в подростковом возрасте.

Используя наблюдение за ребенком, развивая то, к чему малыш сам стремится, вы оба получите удовольствие от процесса развития и результаты, которыми будете гордиться!